Проспект Пасео де Грасия в центре Барселоны

Общественное пространство и многоквартирные жилые дома на проспекте Пасео де Грасия в центре Барселоны. Vikmar (Викмар) ©

Улицы, бульвары и проспекты Барселоны совместно с её парками и садами, формируют городское общественное пространство, которое в значительной мере влияет на комфорт проживания в домах и квартирах каталонской столицы. По состоянию на 2018 год в Барселоне насчитывалось 4032 улицы, которые имели общую протяженность 1377,4 километра. До 60% пространства городских улиц и площадей заняты автотранспортными средствами. Каждая третья поездка по улицам каталонской столицы осуществляется на частном автотранспорте, при максимальных нагрузках на дорожную сеть преимущественно в обеденное время.

Развитие автотранспорта, дорожной сети и мобильности в Барселоне

Площадь Каталонии в Барселоне

Архитектурный ансамбль площади Каталонии, наиболее оживленного транспортного узла в Барселоне в 1951 году. Vikmar (Викмар) ©

Понятие мобильность городского населения (исп. movilidad) появилось в испанской градостроительной практике в начале 80-х годов XX века благодаря инициативе специалистов транспортного профиля. Этот термин использовался при разработке моделей комплексного учета и перспективного прогнозирования перемещения людей в столичной области Барселона, которые будут использовать наиболее доступные виды муниципального и частного транспорта, с приоритетом общественного транспорта.

С момента появления первых автомобилей в Барселоне в конце XIX — начала XX века наиболее значительные изменения мобильности её населения произошли в 1950 — 1959 годы. В этот период ведется строительство новых жилых кварталов, увеличивается приток иммигрантов и растет численность населения с 1,28 до 1,5 миллионов жителей.

Улучшение экономической ситуации и изменение социальных условий в Испании привели к тому, что легковой автомобиль становится символом нового времени и технического прогресса. Статистика того периода указывает на увеличение в 2 раза количества и протяженности поездок жителей города по сравнению с аналогичными показателями в начале XX века.

Например, в 1950 году в Барселоне насчитывалось 28 тысяч легковых автомобилей, мотоциклов и грузовиков, в 1959 году — 45 тысяч, а в 1960 году уже 103 тысячи автотранспортных средств. В то время большинство легковых автомобилей уже не являлось предметами роскоши, а становилось доступными для приобретения различными социальными слоями населения.

Резкое увеличение автомобильного парка каталонской столицы неизбежно повлекло за собой обострение транспортных проблем. Так, например, в 1951 году наиболее оживленным транспортным узлом Барселоны была площадь Каталонии (Plaça de Catalunya), через которую в день проходило 21 тысяча автомобилей. Всего за 2 года количество проходящих через нее в день транспортных средств возросло до 60 тысяч.

Большинство улиц столицы в это время имели 2-стороннее автомобильное движение без ограничений поворотов направо или налево. В округах Сант Марти, Орта-Гинардо и Ноу Баррис прокладываются новые улицы. В 1951 году оборудуется пешеходная зона на улице calle de la Boqueria. В 1955 году на третью часть обновился парк такси Барселоны, который с 1957 по 1977 год увеличился с 4400 до 10 000 автомобилей.

Пересечение проспекта Диагональ и бульвара де Сан Жоан в Барселоне

Пересечение проспекта Диагональ и бульвара де Сан Жоан в Барселоне, автомагистралей с наиболее интенсивным движением в 1962 году. Vikmar (Викмар) ©

В 1960-х годах было открыто движение по новым автомагистралям Меридиана (Meridiana) и Кастельдефельс (autovía de Castelldefels). В 1962 году была начата установка 151 светофора и расширение дорожного полотна на 60 городских улицах с односторонним движением. В 1964 году улица де ла Портаферриса (Carrer de la Portaferrissa) и проспект дель Порталь дель’Анжель (Avinguda del Portal de l’Àngel) становятся пешеходными зонами Готического квартала. В этот период в Барселоне была увеличена максимальная скорость передвижения автомобилей по городским улицам с 40 до 60 км/час.

В 1962 году наиболее интенсивное автомобильное движение в Барселоне было на таких улицах города:

  • Магистрали общегородского значения, проспекту Диагональ (Avinguda Diagonal), по которому ежедневно проезжало до 56 тысяч автотранспортных средств;
  • Проспекту Колумба (Passeig de Colom) — 38 000 авто в день;
  • Проспекту Параллель (Avinguda del Paral·lel) — 32 000 автомобилей в день;
  • Бульвару ла Рамбла (Carrer la Rambla) — 30 000 авто в день;
  • Проспекту Лайетана (Via Laietana) — 25 000 автомобилей в день;
  • Бульвару де Сан Жоан (Passeig de Sant Joan) — 21 000 авто в день;
  • Улице Карлеса I (Carles I) — 20 000 автомобилей в день.

В 1964 году городской совет утвердил правила временной парковки автомобилей и ввел для владельцев автотранспорта дорожный налог. Острая нехватка мест для стоянок автомобилей, особенно в центре города, вынудила застройщиков для этого выделять дополнительные участки мест для автопарковок при строительстве новых многоквартирных комплексов. Уже к концу 60-х годов проезжая часть и тротуары главных магистралей Барселоны, проспектов Гран Вия де лес Кортс Каталанес (Gran Via de les Corts Catalanes) и Диагональ, а также бульвара Пасео-де-Грасиа (Passeig de Gràcia), были заполнены легковыми автомобилями. В 1969 году на площади Каталонии была оборудована первая в городе платная подземная автостоянка, которая положила начало строительству нового типа объектов коммерческой недвижимости в Испании.

Начиная с 1957 года, маятниковая миграция жителей пригородов, регулярно приезжающих в каталонскую столицу на работу, за покупками и для развлечений впервые количественно превысила местное городское население. Это привело к тому, что ежедневно в город въезжало и выезжало 120 тысяч автомобилей с неизбежными аварийными ситуациями на дорогах. Обострение транспортных проблем в Барселоне побуждало городские власти постоянно реконструировать и расширять существующую дорожную сеть улиц, проспектов и внутриквартальных проездов.

В это время Эшампле также становится районом с интенсивным автомобильным движением. Шум и загазованность жилых районов каталонской столицы, неизбежно сопутствующие массовой автомобилизации, сделали жизнь в центре Барселоны менее комфортной. Именно поэтому город стал постепенно расширяться за счет пригородных муниципальных районов.

Проспект Гран Вия де лес Кортс Каталанес

Перспектива проспекта Гран Вия де лес Кортс Каталанес в районе Эшампле в Барселоне. Vikmar (Викмар) ©

Увеличение количества автотранспорта в городе вынудило действующего алькальда (председателя горсовета, прим. ред.) Порциолеса (Porcioles) дать указание демонтировать в 1971 году трамвайные пути, что бы освободить на улицах места для легковых автомобилей. В 1970-е годы в Барселоне насчитывалось 36 000 грузовиков, 52 000 мотоциклов и 288 000 легковых автомобилей. В 1980 году по городу уже ездило 704 000 автомобиля, в 1990 году — 950 000, а в 1992 году свыше 1 миллиона легковых автотранспортных средств.

В 1976 году был утвержден Генеральный план столичной области Барселона (Plan General Metropolitano), который несмотря на всю критику в его адрес, был для того времени необходимым инструментом управления и развития города. В 1992 году, к моменту проведения XXV летних Олимпийских Игр в Барселоне, было открыто движение по новым окружным городским автомагистралям рондам (исп. rondas). Подобное расширение городской дорожной сети дало новый импульс развитию столицы, сопоставимый по значимости со сносом её крепостных стен в середине XIX века.

Ввод в эксплуатацию окружных автострад позволил существенно улучшить пассажирское сообщение и увеличить объемы грузоперевозок между пригородными и центральными районами столицы, а также сократить до 30% потоки транспорта на улицах Эшампле и набережных Старого Города, перегруженных еще с 70-х годов XX века.

С начала 1980-х годов в составе дорожной сети улиц Барселоны обустраиваются первые велосипедные дорожки, выделяются полосы для движения общественного автотранспорта, а также создается сеть открытых муниципальных автостоянок. По данным 1996 года одноименная провинция Barcelona опережала средние показатели по стране по уровню обеспеченности населения частными автомобилями, составляющему 554 авто на 1 тысячу жителей. Тем не менее, этот показатель значительно ниже, чем в других промышленно развитых странах, таких как, например, в США — 753 автотранспортных средства на 1 тысячу жителей.

Статистические данные дорожной сети Барселоны по 10-и округам за 2018 год [Таблица]

Административные округи (distritos) Дорожная сеть, га Количество улиц Протяженность улиц, метров Пешеходные улицы, га
1. Старый Город (Ciutat Vella) 105,2 604 87268 28,1
2. Эшампле (Eixample) 263,4 89 115600 9,9
3. Сантс-Монжуик (Sants-Montjuïc) 322,4 508 193338 13,8
4. Лес Кортс (Les Corts) 157,6 214 78575 2,8
5. Сарриа-Сант Жерваси (Sarrià — Sant Gervasi) 236,7 588 214041 9,7
6. Грасиа (Gràcia) 106,4 314 84049 15,0
7. Орта-Гинардо (Horta-Guinardó) 198,0 466 152989 7,5
8. Ноу Баррис (Nou Barris) 185,8 364 120640 10,5
9. Сант Андреу (Sant Andreu) 211,2 335 105867 17,7
10. Сант Марти (Sant Martí) 341,3 387 177685 14,1
БАРСЕЛОНА (BARCELONA) 2.128,0 4032 1377442 129,2

По информации городского совета показатель плотности транспортных средств в каталонской столице в 2 раза выше, чем в Мадриде и более, чем в 3 раза превышает аналогичные показатели Лондона. Подобная ситуация стала возможной из-за высокой плотности жилой застройки 16 000 жителей на 1 км2, и ежегодному росту мобильности местных жителей, отдыхающих и туристов. Например, до пандемии коронавируса COVID-19 международный туристический трафик в Барселоне составлял 12 миллионов человек в год, в Париже 34 миллиона, а в Нью-Йорке 50 миллионов отдыхающих и туристов.

Малоизвестным фактом является то, что Барселона имеет самую высокую в Европе плотность транспортных средств, составляющую 6000 легковых автомобилей на 1 км2 ее территории. И это несмотря на то, что до начала пандемии коронавируса COVID-19 37,7% поездок в городе осуществлялось на общественном транспорте и только 26% на частных автомобилях.

В соответствии с данными министерства внутренних дел страны в Барселоне ежегодно регистрируется более 400 тысяч автомобилей. Для сравнения, в 1907 году во всей Испании насчитывалось чуть более 1 тысячи легковых автомобилей.

Современная модель «транспорта и мобильности» Барселоны

Карта транспортной сети дорог Барселоны

Карта транспортной сети дорог Барселоны с указанием ограничений скорости (планируется на декабрь 2020 года). Mapa zona 30 Barcelona. Источник: Городской совет Барселоны (Ajuntament de Barcelona)

Как указала в своем интервью на ежегодной встрече с журналистами в 2020 году Ада Колау (Ada Colau), председатель городского совета Барселоны:

…существующая чрезвычайная ситуация в области глобальных климатических изменений побуждает изменить парадигму [городского развития], и рассматривать весь город как сферу приоритетных и неотложных действий.

В своем выступлении Ада Колау указала на основные градостроительные приоритеты современной модели «мобильности» Барселоны, которые в частности предусматривают:

  • Значительное сокращение интенсивности транспортного движения, кроме общественного транспорта, на каждой главной улице в 10 административных округах каталонской столицы;
  • Дальнейшую поэтапную реализацию концепции «супер кварталов» в Барселоне, в которых необходимо сосредоточить все основные социальные, образовательные и коммерческие объекты с минимальной пешеходной доступностью;
  • Увеличение с 52% до 75% количества улиц с максимальной скоростью движения автотранспорта 30 км в час до 2022 года.

Подобные меры позволят значительно снизить уровень шума и вредных выбросов, а также сократить с 45% до 5% количество потенциально опасных аварийных ситуаций на дорогах города.

«Мы хотим воспользоваться всеми возможностями, которые у нас есть, чтобы насладиться городом, где люди могут безопасно играть и наслаждаться общественным пространством. Мы считаем, что это может быть положительным опытом, и мы его должны использовать, чтобы увидеть, каким может быть город без автомобилей на его главных дорогах»Ада Колау, председатель городского совета Барселоны

В статье использована информация Ассоциации регистраторов собственности, движимого и коммерческого имущества Испании (Colegio de Registradores de la Propiedad, Bienes Muebles y Mercantiles de España), и Департамента статистики и распространения данных Городского совета Барселоны (Ajuntament de Barcelona).

Читайте также:

Агентство зарубежной недвижимости Vikmar (Викмар) © Copyright — vikmar-realty.ru