Содержание:

Общественное пространство и многоквартирные жилые дома на проспекте Пасео де Грасия в центре Барселоны. Vikmar (Викмар) ©
Улицы, бульвары и проспекты Барселоны совместно с её парками и садами, формируют городское общественное пространство, которое в значительной мере влияет на комфорт проживания в домах и квартирах каталонской столицы. По состоянию на 2018 год в Барселоне насчитывалось 4032 улицы, которые имели общую протяженность 1377,4 километра. До 60% пространства городских улиц и площадей заняты автотранспортными средствами. Каждая третья поездка по улицам каталонской столицы осуществляется на частном автотранспорте, при максимальных нагрузках на дорожную сеть преимущественно в обеденное время.
Развитие автотранспорта, дорожной сети и мобильности в Барселоне

Архитектурный ансамбль площади Каталонии, наиболее оживленного транспортного узла в Барселоне в 1951 году. Vikmar (Викмар) ©
Понятие мобильность городского населения (исп. movilidad) появилось в испанской градостроительной практике в начале 80-х годов XX века благодаря инициативе специалистов транспортного профиля. Этот термин использовался при разработке моделей комплексного учета и перспективного прогнозирования перемещения людей в столичной области Барселона, которые будут использовать наиболее доступные виды муниципального и частного транспорта, с приоритетом общественного транспорта.
С момента появления первых автомобилей в Барселоне в конце XIX — начала XX века наиболее значительные изменения мобильности её населения произошли в 1950 — 1959 годы. В этот период ведется строительство новых жилых кварталов, увеличивается приток иммигрантов и растет численность населения с 1,28 до 1,5 миллионов жителей.
Улучшение экономической ситуации и изменение социальных условий в Испании привели к тому, что легковой автомобиль становится символом нового времени и технического прогресса. Статистика того периода указывает на увеличение в 2 раза количества и протяженности поездок жителей города по сравнению с аналогичными показателями в начале XX века.
Например, в 1950 году в Барселоне насчитывалось 28 тысяч легковых автомобилей, мотоциклов и грузовиков, в 1959 году — 45 тысяч, а в 1960 году уже 103 тысячи автотранспортных средств. В то время большинство легковых автомобилей уже не являлось предметами роскоши, а становилось доступными для приобретения различными социальными слоями населения.
Резкое увеличение автомобильного парка каталонской столицы неизбежно повлекло за собой обострение транспортных проблем. Так, например, в 1951 году наиболее оживленным транспортным узлом Барселоны была площадь Каталонии (Plaça de Catalunya), через которую в день проходило 21 тысяча автомобилей. Всего за 2 года количество проходящих через нее в день транспортных средств возросло до 60 тысяч.
Большинство улиц столицы в это время имели 2-стороннее автомобильное движение без ограничений поворотов направо или налево. В округах Сант Марти, Орта-Гинардо и Ноу Баррис прокладываются новые улицы. В 1951 году оборудуется пешеходная зона на улице calle de la Boqueria. В 1955 году на третью часть обновился парк такси Барселоны, который с 1957 по 1977 год увеличился с 4400 до 10 000 автомобилей.

Пересечение проспекта Диагональ и бульвара де Сан Жоан в Барселоне, автомагистралей с наиболее интенсивным движением в 1962 году. Vikmar (Викмар) ©
В 1960-х годах было открыто движение по новым автомагистралям Меридиана (Meridiana) и Кастельдефельс (autovía de Castelldefels). В 1962 году была начата установка 151 светофора и расширение дорожного полотна на 60 городских улицах с односторонним движением. В 1964 году улица де ла Портаферриса (Carrer de la Portaferrissa) и проспект дель Порталь дель’Анжель (Avinguda del Portal de l’Àngel) становятся пешеходными зонами Готического квартала. В этот период в Барселоне была увеличена максимальная скорость передвижения автомобилей по городским улицам с 40 до 60 км/час.
В 1962 году наиболее интенсивное автомобильное движение в Барселоне было на таких улицах города:
- Магистрали общегородского значения, проспекту Диагональ (Avinguda Diagonal), по которому ежедневно проезжало до 56 тысяч автотранспортных средств;
- Проспекту Колумба (Passeig de Colom) — 38 000 авто в день;
- Проспекту Параллель (Avinguda del Paral·lel) — 32 000 автомобилей в день;
- Бульвару ла Рамбла (Carrer la Rambla) — 30 000 авто в день;
- Проспекту Лайетана (Via Laietana) — 25 000 автомобилей в день;
- Бульвару де Сан Жоан (Passeig de Sant Joan) — 21 000 авто в день;
- Улице Карлеса I (Carles I) — 20 000 автомобилей в день.
В 1964 году городской совет утвердил правила временной парковки автомобилей и ввел для владельцев автотранспорта дорожный налог. Острая нехватка мест для стоянок автомобилей, особенно в центре города, вынудила застройщиков для этого выделять дополнительные участки мест для автопарковок при строительстве новых многоквартирных комплексов. Уже к концу 60-х годов проезжая часть и тротуары главных магистралей Барселоны, проспектов Гран Вия де лес Кортс Каталанес (Gran Via de les Corts Catalanes) и Диагональ, а также бульвара Пасео-де-Грасиа (Passeig de Gràcia), были заполнены легковыми автомобилями. В 1969 году на площади Каталонии была оборудована первая в городе платная подземная автостоянка, которая положила начало строительству нового типа объектов коммерческой недвижимости в Испании.
Начиная с 1957 года, маятниковая миграция жителей пригородов, регулярно приезжающих в каталонскую столицу на работу, за покупками и для развлечений впервые количественно превысила местное городское население. Это привело к тому, что ежедневно в город въезжало и выезжало 120 тысяч автомобилей с неизбежными аварийными ситуациями на дорогах. Обострение транспортных проблем в Барселоне побуждало городские власти постоянно реконструировать и расширять существующую дорожную сеть улиц, проспектов и внутриквартальных проездов.
В это время Эшампле также становится районом с интенсивным автомобильным движением. Шум и загазованность жилых районов каталонской столицы, неизбежно сопутствующие массовой автомобилизации, сделали жизнь в центре Барселоны менее комфортной. Именно поэтому город стал постепенно расширяться за счет пригородных муниципальных районов.

Перспектива проспекта Гран Вия де лес Кортс Каталанес в районе Эшампле в Барселоне. Vikmar (Викмар) ©
Увеличение количества автотранспорта в городе вынудило действующего алькальда (председателя горсовета, прим. ред.) Порциолеса (Porcioles) дать указание демонтировать в 1971 году трамвайные пути, что бы освободить на улицах места для легковых автомобилей. В 1970-е годы в Барселоне насчитывалось 36 000 грузовиков, 52 000 мотоциклов и 288 000 легковых автомобилей. В 1980 году по городу уже ездило 704 000 автомобиля, в 1990 году — 950 000, а в 1992 году свыше 1 миллиона легковых автотранспортных средств.
В 1976 году был утвержден Генеральный план столичной области Барселона (Plan General Metropolitano), который несмотря на всю критику в его адрес, был для того времени необходимым инструментом управления и развития города. В 1992 году, к моменту проведения XXV летних Олимпийских Игр в Барселоне, было открыто движение по новым окружным городским автомагистралям рондам (исп. rondas). Подобное расширение городской дорожной сети дало новый импульс развитию столицы, сопоставимый по значимости со сносом её крепостных стен в середине XIX века.
Ввод в эксплуатацию окружных автострад позволил существенно улучшить пассажирское сообщение и увеличить объемы грузоперевозок между пригородными и центральными районами столицы, а также сократить до 30% потоки транспорта на улицах Эшампле и набережных Старого Города, перегруженных еще с 70-х годов XX века.
С начала 1980-х годов в составе дорожной сети улиц Барселоны обустраиваются первые велосипедные дорожки, выделяются полосы для движения общественного автотранспорта, а также создается сеть открытых муниципальных автостоянок. По данным 1996 года одноименная провинция Barcelona опережала средние показатели по стране по уровню обеспеченности населения частными автомобилями, составляющему 554 авто на 1 тысячу жителей. Тем не менее, этот показатель значительно ниже, чем в других промышленно развитых странах, таких как, например, в США — 753 автотранспортных средства на 1 тысячу жителей.
Статистические данные дорожной сети Барселоны по 10-и округам за 2018 год [Таблица]
Административные округи (distritos) | Дорожная сеть, га | Количество улиц | Протяженность улиц, метров | Пешеходные улицы, га |
---|---|---|---|---|
1. Старый Город (Ciutat Vella) | 105,2 | 604 | 87268 | 28,1 |
2. Эшампле (Eixample) | 263,4 | 89 | 115600 | 9,9 |
3. Сантс-Монжуик (Sants-Montjuïc) | 322,4 | 508 | 193338 | 13,8 |
4. Лес Кортс (Les Corts) | 157,6 | 214 | 78575 | 2,8 |
5. Сарриа-Сант Жерваси (Sarrià — Sant Gervasi) | 236,7 | 588 | 214041 | 9,7 |
6. Грасиа (Gràcia) | 106,4 | 314 | 84049 | 15,0 |
7. Орта-Гинардо (Horta-Guinardó) | 198,0 | 466 | 152989 | 7,5 |
8. Ноу Баррис (Nou Barris) | 185,8 | 364 | 120640 | 10,5 |
9. Сант Андреу (Sant Andreu) | 211,2 | 335 | 105867 | 17,7 |
10. Сант Марти (Sant Martí) | 341,3 | 387 | 177685 | 14,1 |
БАРСЕЛОНА (BARCELONA) | 2.128,0 | 4032 | 1377442 | 129,2 |
По информации городского совета показатель плотности транспортных средств в каталонской столице в 2 раза выше, чем в Мадриде и более, чем в 3 раза превышает аналогичные показатели Лондона. Подобная ситуация стала возможной из-за высокой плотности жилой застройки 16 000 жителей на 1 км2, и ежегодному росту мобильности местных жителей, отдыхающих и туристов. Например, до пандемии коронавируса COVID-19 международный туристический трафик в Барселоне составлял 12 миллионов человек в год, в Париже 34 миллиона, а в Нью-Йорке 50 миллионов отдыхающих и туристов.
Малоизвестным фактом является то, что Барселона имеет самую высокую в Европе плотность транспортных средств, составляющую 6000 легковых автомобилей на 1 км2 ее территории. И это несмотря на то, что до начала пандемии коронавируса COVID-19 37,7% поездок в городе осуществлялось на общественном транспорте и только 26% на частных автомобилях.
В соответствии с данными министерства внутренних дел страны в Барселоне ежегодно регистрируется более 400 тысяч автомобилей. Для сравнения, в 1907 году во всей Испании насчитывалось чуть более 1 тысячи легковых автомобилей.
Современная модель «транспорта и мобильности» Барселоны

Карта транспортной сети дорог Барселоны с указанием ограничений скорости (планируется на декабрь 2020 года). Mapa zona 30 Barcelona. Источник: Городской совет Барселоны (Ajuntament de Barcelona)
Как указала в своем интервью на ежегодной встрече с журналистами в 2020 году Ада Колау (Ada Colau), председатель городского совета Барселоны:
…существующая чрезвычайная ситуация в области глобальных климатических изменений побуждает изменить парадигму [городского развития], и рассматривать весь город как сферу приоритетных и неотложных действий.
В своем выступлении Ада Колау указала на основные градостроительные приоритеты современной модели «мобильности» Барселоны, которые в частности предусматривают:
- Значительное сокращение интенсивности транспортного движения, кроме общественного транспорта, на каждой главной улице в 10 административных округах каталонской столицы;
- Дальнейшую поэтапную реализацию концепции «супер кварталов» в Барселоне, в которых необходимо сосредоточить все основные социальные, образовательные и коммерческие объекты с минимальной пешеходной доступностью;
- Увеличение с 52% до 75% количества улиц с максимальной скоростью движения автотранспорта 30 км в час до 2022 года.
Подобные меры позволят значительно снизить уровень шума и вредных выбросов, а также сократить с 45% до 5% количество потенциально опасных аварийных ситуаций на дорогах города.
«Мы хотим воспользоваться всеми возможностями, которые у нас есть, чтобы насладиться городом, где люди могут безопасно играть и наслаждаться общественным пространством. Мы считаем, что это может быть положительным опытом, и мы его должны использовать, чтобы увидеть, каким может быть город без автомобилей на его главных дорогах»Ада Колау, председатель городского совета Барселоны
В статье использована информация Ассоциации регистраторов собственности, движимого и коммерческого имущества Испании (Colegio de Registradores de la Propiedad, Bienes Muebles y Mercantiles de España), и Департамента статистики и распространения данных Городского совета Барселоны (Ajuntament de Barcelona).
Читайте также:
- Средние цены на жилую недвижимость в Барселоне у станций метро (продажа / аренда)
- Административное территориальное деление Барселоны [карта округов и районов города]
- Как пандемия коронавируса COVID-19 и карантин повлияют на рынок недвижимости в Испании? [Обновлено]
Агентство зарубежной недвижимости Vikmar (Викмар) © Copyright — vikmar-realty.ru