Не многие знают о том, что наш выдающийся соотечественник, современный европейский и американский архитектор, градостроитель и дизайнер Арнольд (Нолди) Шрек (исп. Noldi Schreck, англ. Arnold Schreck, 1921 – 2009 г.г.), является автором уникального жилого комплекса, возведенного в Пуэрто Банус (Puerto Banus) в Испании. Этот распахнутый солнцу и морю живописный градостроительный ансамбль, объединяющий своей яркой средиземноморской архитектурой языки и культуры всего мира, ежегодно принимает более 5 миллионов отдыхающих и туристов.
Несмотря на то, что в архивных и новостных публикациях зарубежных СМИ Арнольд Шрек нередко упоминается именно как русский архитектор и дизайнер (исп. «Arquitecto ruso Arnold Schreck», англ. «Russian architect and designer Noldi Schreck», прим. ред.), его жизненный путь и творческое наследие практически не известны в России.
Арнольд Шрек родился в 1921 году в России, в интернациональной русско-швейцарской семье, проживавшей в то время в городе Якутске (по некоторым данным в Иркутске, прим. ред). Его мать, урожденная Елена Черток (нем. Helen Tschertock), была дочерью русского судостроителя, владевшего до революции крупной верфью на реке Лене, а его отец, Фриц Шрек (нем. Fritz Schreck), служил капитаном на судне на озере Байкал в Восточной Сибири.
Семейное счастье длилось не долго, и рано овдовев, Елена Шрек с малолетними детьми, сыном Арнольдом и дочерью Фридой, в течение целого года через всю Россию и Европу добирается в Швейцарию, чтобы воссоединиться с семьей мужа. Уже в Швейцарии тяжелые жизненные обстоятельства вынуждают Елену Шрек на время поместить Арнольда и Фриду в детский дом интернат в Зонненберге (нем. Sonnenberg), а самой много работать швеей на благо семьи.
Благодаря рано проявившимся творческим способностям, Арнольд Шрек постепенно осваивает секреты ювелирного искусства, художественного конструирования мебели, декорирования интерьеров и архитектурного проектирования зданий. Завершив образование и архитектурную практику в Цюрихе, он затем учится и работает в Италии и Франции.
В 1947 году Арнольд Шрек уезжает в Америку для того чтобы осуществить свою давнюю мечту — стать художником-постановщиком (нем. Filmarchitekt) в Голливуде. Сначала он начал работать в качестве ассистента художника-декоратора в знаменитых «Paramount Studios» и «Walt Disney», а значительно позже, в 1965 году, он создал декорации для фильма «Любовь многолика» (англ. «Love Has Many Faces») производства киностудии «Columbia». Судьбоносные встречи Арнольда Шрека с американскими архитекторами Фрэнком Ллойдом Райтом (англ. Frank Lloyd Wright) в городе Феникс, штат Аризона, и Бартоном Шаттом (англ. Burton Schutt) в Лос Анжелесе, а также упорный труд и талант зодчего, позволили ему получить наиболее престижные заказы, и обрести международную известность, успешно работая на американском континенте.
«Мексиканский период» начавшийся в 1950 году, оказался наиболее плодотворным в творческой судьбе «русского» швейцарца. Его архитектурные проекты жилых комплексов в Кабо-Сан-Лукас и Акапулько, реализованные в яркой авторской интерпретации колоритного стиля «Еstilo Acapulco» очень понравились принцу Альфонсо фон Гогенлоэ, специально приехавшего к зодчему в Мехико в 1966 году.
Фон Гогенлоэ лично просит Арнольда Шрека разработать проект элитного пляжного клуба в составе комплекса «Hotel Marbella Club» расположенного на побережье Коста-дель-Соль в Испании. Проектируя объекты на «Золотой Миле Марбельи», зодчий знакомится с влиятельным испанским застройщиком Хосе Банусом (исп. José Banús Masdeu) и также принимает его предложение разработать проект нового жилого комплекса у моря в западном пригороде Марбельи.
Находясь в зените своей заслуженной славы, Арнольд Шрек делился воспоминаниями о том, как он проектировал эксклюзивное жилье в районе «Пуэрто — Хосе Банус» в Испании. Образная идея «мавританского приморского поселения с портовой гаванью», ставшая впоследствии основой новаторского инвестиционного проекта, была внезапным творческим озарением зодчего во время его неформального общения с Хосе Банусом в приморском кафе.
Эту идею Арнольд Шрек за несколько минут изобразил перьевой ручкой на салфетке и представил в виде общего эскиза Банусу. Это знаменательное событие состоялось в дождливый мартовский понедельник 1968 года на месте будущего грандиозного строительства. По признанию знаменитого архитектора сера Нормана Фостера, «… строительство города с нуля, — это самая захватывающая вещь в мире…».
В течение короткого промежутка времени Арнольдом Шреком был разработан общий градостроительный план с расположением улиц и морских сооружений яхтенного порта. Пилотным проектом зодчего предусматривалось строительство жилья вместимостью на 800 квартир, а также 500 магазинов и портовые сооружения с причалами для швартовки 1000 яхт и прогулочных катеров. Торжественное открытие нового жилого комплекса в Марбелье состоялось 18 мая 1970 года. В первом курортном сезоне его ежедневно посещали около 12 тысяч человек.
По проектам Арнольда Шрека, талантливого зодчего родившегося в России, а закончившего свой удивительный жизненный путь в Мексике в городе Валье-де-Браво, были блестяще реализованы оригинальные объекты эксклюзивной и элитной недвижимости в Испании, Франции, Италии и Великобритании, а также в Африке, Северной, Центральной и Южной Америке. Творческие достижения признанного мастера архитектуры Арнольда Шрека, уже имевшего при жизни международную известность, были также по достоинству оценены в настоящее время.
Почетная «Звезда» архитектора Нолди Шрека была торжественно установлена городскими властями Марбельи 26 июля 2010 года на Алее «Славы» Бульвара Пуэрто Банус (исп. Bulevar de la fama de Puerto Banús). Имя выдающегося зодчего носит престижная мексиканская архитектурная премия «Premio Noldi Schreck», ежегодно учреждаемая с 2013 года за лучшие творческие достижения в 10 категориях архитектуры зданий и сооружений, а также дизайна интерьеров.
Органично синтезируя и трансформируя в своем творчестве культурно-историческое наследие многих народов, Арнольд Шрек навсегда запечатлел в архитектуре жилого комплекса в Пуэрто-Банусе колоритный и запоминающийся «средиземноморский» образ Марбельи, ставшего знаковым примером для многих европейских зодчих, проектирующих и возводящих современное жилье в Испании.
Читайте также:
Статья опубликована на основе архивных материалов зарубежных СМИ и фото Марии Коноплицкой, генерального директора Агентства зарубежной недвижимости Vikmar (Викмар), Copyright © www.vikmar-realty.ru